Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- План внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
- Программы внеурочной деятельности, реализуемые на уровне начального общего образования
- План внеурочной деятельности на уровне основного общего образования
- Программы внеурочной деятельности, реализуемые на уровне основного общего образования
- План внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования
- Программы внеурочной деятельности, реализуемые на уровне среднего общего образования
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия проводится учителями общеобразовательного учреждения. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, факультативы, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования: кружки, секции);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта (ДШИ, Спортшкола, Детская железная дорога и др);
- организацию деятельности групп продленного дня;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Программа внеурочной деятельности структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Это спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное направления.
Цель: создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное:
- изучение правил спортивных игр, истории развития игры;
- организация подвижных игр, «Весёлых стартов», «Дней здоровья», внутришкольных спортивных соревнований;
- проведение бесед по охране здоровья;
- военно-спортивная подготовка;
- применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
- участие в городских спортивных соревнованиях
- Общекультурное:
- организация экскурсий, концертов, выставок, дней музыки, дней книги, т.д.;
- участие в конкурсах на уровне школы, района, города.
- Общеинтеллектуальное:
- проведение предметной недели;
- организация конкурсов, олимпиад;
- формирование ИКТ-компетенции;
- Социальное:
- тематические классные часы;
- работа психолога по преемственности и формированию личности;
- Вахта памяти;
- аукцион «Добрых дел»
- участие в социально-направленных акциях.
- Духовно-нравственное:
- проведение тематических классных часов;
- встречи с ветеранами ВОВ и труда, с сотрудниками полиции, «Уроки мужества»;
- встреча с интересными людьми;
- разработка проектов к урокам.